Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Грамотная,
чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается
благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в
окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь
характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное
произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной
работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения
органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, даже если Ваш ребёнок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Артикуляционная
гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно,
что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед.
Некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и
даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка.
Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно
произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только
потом во фразе.
Для
занятий дома с родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику,
тем более, что в раннем возрасте и младшем возрасте только этот
подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного
звукопроизношения. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи
ребёнка логопед. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед
подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения.
При
подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую
последовательность, рекомендованную логопедом.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
-Комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день, а в дни, когда ребёнок не посещает занятия не реже 2 раз в день. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
-Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, постепенно до 8-10 раз. Сначала упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить. Некоторые упражнения надо выполнять их под счёт, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
-Статические
упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном
положении).
-При
отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность,
идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в
игровой форме.
-Из
выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье
даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
отрабатывать старый материал.
Для
его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
-Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребёнок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.
-Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и т.д.). Вначале упражнения нужно исполнять неторопливо, перед зеркалом, так как ребёнку нужна зрительная проверка. Затем надобности в зеркале не будет. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
-Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребёнок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.
-Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и т.д.). Вначале упражнения нужно исполнять неторопливо, перед зеркалом, так как ребёнку нужна зрительная проверка. Затем надобности в зеркале не будет. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
-Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Вначале познакомим ребёнка с основными позами языка и губ при помощи Веселых приключений о Язычке. На данном этапе он должен повторить упражнения два или три раза. К детям четырех-пяти лет требования увеличиваются: движения должны быть плавными и чёткими, без содроганий.
В
возрасте от шести до семи лет ребята выполняют упражнения в ускоренном темпе и
умеют держать положение языка, какой-то момент, не изменяя.
-Взрослый
показывает выполнение упражнения, для этого он сам должен правильно выполнять
все упражнения.
-Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
-Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
-Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
-Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
-Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
-Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить её.
Артикуляционная
гимнастика это
хороший метод для достижения позитивного результата за короткий срок, если
вовремя обнаружить отклонения и приняться за работу с ребёнком. Правильное
звукопроизношение совместно с разнообразным словарным запасом и грамматически
точной, связной, хорошо сформированной речью, являются главными показателями
подготовленности ребёнка к школе!
Будьте
ласковы, терпеливы и спокойны, и все удастся. Проводите занятия с ребенком
каждый день не более 7 минут. Артикуляционная гимнастика будет иметь лучший
результат, если ее проводить в форме сказки.
В процессе выполнения гимнастики важно
помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Регулярное
проведение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение органов
и их иннервацию (нервную проводимость);
-улучшить подвижность
артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка,
губ, щёк;
-научить ребёнка удерживать
определенную артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
-уменьшить спастичность
(напряжённость) артикуляционных органов;
-подготовить ребёнка к
правильному произношению звуков.
Полноценное развитие личности
ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Желаем вам
успеха! Будьте терпеливы и все получится!
Артикуляционная гимнастика в картинках
Комментариев нет:
Отправить комментарий